1 2 3 4 5 6

Дж. Б. Уотсон - Возрастная психология как наука

страница6/6
Дата21.04.2018
Размер164.48 Kb.
Просмотров18
Скачиваний0

Дж. Б. Уотсон

(1878-1958), основатель

бихевиоризма, положил в основу формирования человеческого поведения вообще и развития ребенка в частности. Он отстаивал метод классического обусловливания как универсальный метод научения.


Дж. Б. Уотсон
Уотсон провел эксперимент, в котором показал, как у ребенка может возникать реакция страха на основе безусловного реагирования. Им описан опыт, в котором одиннадцатимесячному ребенку стали показывать белую крысу (условный стимул), сопровождая демонстрацию громким ударом в гонг (безусловный стимул) за его спиной. Несколько таких повторений привели к тому, что при показе этого животного,

которое раньше ребенок воспринимал спокойно, у ребенка возникал сильный страх: он начинал громко плакать, кричать,стремился скрыться. При чем такая реакция стала распространяться и на похожие предметы: вату, белую шубку, кролика и т.п. Это экспериментальное исследование, несмотря на полученные результаты, вызвало серьезную критику в отношении неэтичности самой процедуры и возможных негативных последствий для психического развития ребенка. Поэтому в дальнейшем были разработаны этические нормы проведения психологических исследований.

Уотсон настаивал на приоритетной силе воздействия окружения на формирование определенной, строго заданной модели поведения у всех людей. Слабость позиции Уотсона в том, что при классическом обусловливании происходит связывание уже имеющихся в опыте индивида реакций и новых стимулов. Научение сложным навыкам, требующим активности самого человека (таким, как речь, решение сложных задач или творческие действия), объяснить с точки зрения классического обусловливания весьма затруднительно [16].

Спор психологов о том, что же предопределяет процесс детского развития – наследственность или среда – привел к теории конвергенции (от лат. converdo – сближение, слияние) этих двух факторов. Основоположник ее немецкий психолог

Вильям Штерн (

1871-1938). Он исходил из того, что психическое развитие детей определяется конвергенцией внешних (средовых) и внутренних (наследуемых) факторов при доминирующей роли наследственности. Воздействие среды рассматривалось Штерном как дополнительный фактор, замедляющий или ускоряющий реализацию генетически В.Штерн

предопределенных свойств и особенностей психики. Более того, он рассматривал детское развитие по аналогии с этапами развития животного мира: ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего - обезьяны; затем - начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу усваивает человеческую культуру - сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) - христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.

Таким образом, несмотря на попытку рассмотреть развитие в единстве двух ведущих факторов, «теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс элементов наследственности и игрек элементов среды».3 Преодоление проблемы двухфакторного развития и поиск ответа на вопрос о роли каждого из факторов в становлении человеческой психики привел ученых к постановке новых гипотез и открытию новых закономерностей психического развития.


1 Большой психологический словарь / Под ред. В.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. С.-Петербург, 2008 - 811 с. С. 559

2 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С.38.

3 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 43.

Каталог:

2014
2014 -> Возможные смещения при оценке эффективности лечения методом доказательной медицины в серийных исследованиях
2014 -> Конкурсной комиссии ОАО
2014 -> Гломерулонефрит у детей. Простой комплемент
2014 -> Департамент здравоохранения брянской области
2014 -> Разработка эффективных коммуникаций в социальных сетях для решения маркетинговых задач, связанных с обменом опытом


©2018 Учебные документы
Рады что Вы стали частью нашего образовательного сообщества.
?


dlya-roditelej-podrostkov.html

dlya-samostoyatelnogo-3.html

dlya-samostoyatelnogo-8.html

dlya-shoka-harakterno--.html

dlya-sistemi-chastic.html